Об образовании или оболванивании?
Сокращение числа средних школ, финансирование их в зависимости от количества учащихся, уменьшение числа сложных предметов – вот краткий перечень «благ», прописанных в проекте нового кодекса об образовании.
Лицейская лихорадка
Проект нового кодекса об образовании, предложенный в апреле Министерством просвещения Молдовы, получил широкий общественный резонанс.
Как убедился журналист «Панорамы», за перекройку системы образования разработчики проекта взялись всерьез. Ведь, судя по словам министра просвещения Леонида Бужора, старый кодекс требует внесения изменений в соответствии с Болонским соглашением. Так, пересмотру подверглись все изучаемые предметы, часть которых была упрощена посредством исключения целых разделов.
Но и на этом авторы проекта не остановились в реализации «европейской модели образования». Меньше зубрежки и муштры – вот залог успеха, полагают они. Иными словами, сам образовательный процесс будет проходить приблизительно так: обучение будет напоминать игру, где количество теоретических занятий сведено к минимуму, а вот времени на общение с преподавателями и коллегами должно быть вдоволь. По-видимому, в «болтологии» действительно есть толк!
Изменения ожидают в этом году и абитуриентов. В частности, уже с 2010-2011 учебного года зачисление студентов в высшие учебные заведения страны будет проводиться исключительно на основании диплома о получении степени бакалавра. Несмотря на то что дискуссии по этому поводу велись уже давно, скорее всего, на этот раз нововведение претворится в жизнь.
Следует напомнить, что ранее министр просвещения заявлял: «Это разумный подход. В адрес Молдовы часто поступали замечания по поводу того, что мы подписали Болонское соглашение, но не соблюдаем его принципов. У учеников будет выбор — профессиональная школа, лицей или колледж».
Возможно, решение разумно, но... Проблема заключается в том, что на основании этого положения в кодексе доступ в вузы автоматически окажется закрытым для выпускников из Гагаузии и Приднестровья, поскольку именно там до сих пор остались школы с 11-летней системой обучения. Но, очевидно, это законодатели выпустили из виду.
Согласно этому же положению, среднеобразовательные школы будут реорганизованы в гимназии и лицеи. Но для этого им необходимо привести свой «дидактический потенциал и материально-техническую базу», а также количественный состав учащихся в соответствие с новым «рангом». Вот только никто не задумался над тем, что в столь короткий период осуществить само «преобразование» в принципе невозможно. Да и как быть выпускникам? Ведь есть два пути: целый год отдыха либо «штурм» существующих лицеев. Как ни крути, ситуация не из приятных.
Профессиональные лицеи
Кроме того, по словам министра просвещения Леонида Бужора, школы будут финансироваться в зависимости от количества учащихся.
Еще одним «детищем» нового кодекса станет появление так называемых профессиональных лицеев, длительность обучения в которых составит четыре года, в то время как срок учебы в колледжах республики увеличится на два года. Иными словами, молодые люди, поступающие в колледжи после гимназии, должны будут пройти четырехлетний цикл профессионального технического лицея, а затем последуют еще два года учебы в колледжах.
– После трех лет в лицее и трех лет в университете учащийся может получить диплом о высшем образовании, который, очевидно, более престижен. И, безусловно, такая ситуация автоматически уменьшает привлекательность колледжей и профессиональных школ. Вместе с тем, если у университетов есть внебюджетные доходы, то колледжи располагают только публичным финансированием, а этот факт влечет риск их исчезновения с уменьшением заявлений о приеме, – поясняет Серджиу Липчан, эксперт IDIS Viitorul.
В общем, нестыковок хватает с лихвой. Так, абсолютно не ясно, кто же будет заниматься вопросами бесплатного медицинского страхования в учебных заведениях, оказанием материальной помощи учащимся из социально уязвимым семьей, доставкой детей в школы, находящиеся от дома на расстоянии более трех километров, – примары сел или главы районных администраций? Общая формулировка «публичные власти» сбрасывает груз полномочий на местные публичные власти в целом, «авось сами разберутся». А если не разберутся, следовательно, пустим все на самотек?
– Положения кодекса совершенно не учитывают реальное финансовое состояние местных публичных властей. К примеру, их вынуждают обеспечивать молодых специалистов бесплатным жильем, компенсациями на оплату коммунальных услуг, единовременными пособиями в размере 30 тыс. леев. Между тем уже сегодня 80% местного бюджета направляется на образование, – заметил эксперт IDIS Viitorul Виорел Фурдуй.
Академики о преступлениях против народа
Академия наук Молдовы (АНМ) выразила недовольство новым проектом кодекса об образовании.
– Ученые поддержали бы такой кодекс, который соответствовал бы современным требованиям процесса создания общества, основанного на знаниях, и обеспечивал бы европейское будущее Республики Молдова. В нынешних условиях молчать и делать вид, что мы не замечаем грубых ошибок, допущенных комиссией по разработке данного проекта кодекса об образовании, значит, совершить преступление против народа, – заявил президент АНМ Георге Дука.
И вот почему. По мнению академиков, в проекте отсутствует ряд конкретных статей, а также реальный механизм его функционирования, а декларативные положения и запутанная, устаревшая терминология приводят к юридическому хаосу. То есть практически кодекс никого не обязывает быть ответственным перед законом.
Окончательный вердикт
Безусловно, нужно отметить огромный труд экспертов, предпринявших попытку обозначить новые подходы к образовательному процессу в соответствии с европейскими стандартами. Немаловажно, что документ стал «прозрачным» для публики: любой желающий, в лучших традициях демократического общества, мог посмотреть проект документа и направить свои предложения комиссии. Но, к сожалению, «помарок» в новом кодексе оказалось немало. Одним словом, «красивый внешне» законопроект, некая попытка подстроиться под Европу, на «практике» не оправдал ожиданий. Так, может, пора уяснить: то, что для европейца хорошо, для молдаванина... не столь выгодно.
Вместе с тем пресс-служба Министерства просвещения сообщает, что окончательный вариант изменений будет представлен во второй половине июня, как только будут получены отчеты из районов республики и замечания, высказанные Республиканским съездом педагогов.
Остается надеяться, что глас общественности будет услышан законодателями.
Татьяна Полякова
Проект нового кодекса об образовании, предложенный в апреле Министерством просвещения Молдовы, получил широкий общественный резонанс.
Как убедился журналист «Панорамы», за перекройку системы образования разработчики проекта взялись всерьез. Ведь, судя по словам министра просвещения Леонида Бужора, старый кодекс требует внесения изменений в соответствии с Болонским соглашением. Так, пересмотру подверглись все изучаемые предметы, часть которых была упрощена посредством исключения целых разделов.
Но и на этом авторы проекта не остановились в реализации «европейской модели образования». Меньше зубрежки и муштры – вот залог успеха, полагают они. Иными словами, сам образовательный процесс будет проходить приблизительно так: обучение будет напоминать игру, где количество теоретических занятий сведено к минимуму, а вот времени на общение с преподавателями и коллегами должно быть вдоволь. По-видимому, в «болтологии» действительно есть толк!
Изменения ожидают в этом году и абитуриентов. В частности, уже с 2010-2011 учебного года зачисление студентов в высшие учебные заведения страны будет проводиться исключительно на основании диплома о получении степени бакалавра. Несмотря на то что дискуссии по этому поводу велись уже давно, скорее всего, на этот раз нововведение претворится в жизнь.
Следует напомнить, что ранее министр просвещения заявлял: «Это разумный подход. В адрес Молдовы часто поступали замечания по поводу того, что мы подписали Болонское соглашение, но не соблюдаем его принципов. У учеников будет выбор — профессиональная школа, лицей или колледж».
Возможно, решение разумно, но... Проблема заключается в том, что на основании этого положения в кодексе доступ в вузы автоматически окажется закрытым для выпускников из Гагаузии и Приднестровья, поскольку именно там до сих пор остались школы с 11-летней системой обучения. Но, очевидно, это законодатели выпустили из виду.
Согласно этому же положению, среднеобразовательные школы будут реорганизованы в гимназии и лицеи. Но для этого им необходимо привести свой «дидактический потенциал и материально-техническую базу», а также количественный состав учащихся в соответствие с новым «рангом». Вот только никто не задумался над тем, что в столь короткий период осуществить само «преобразование» в принципе невозможно. Да и как быть выпускникам? Ведь есть два пути: целый год отдыха либо «штурм» существующих лицеев. Как ни крути, ситуация не из приятных.
Профессиональные лицеи
Кроме того, по словам министра просвещения Леонида Бужора, школы будут финансироваться в зависимости от количества учащихся.
Еще одним «детищем» нового кодекса станет появление так называемых профессиональных лицеев, длительность обучения в которых составит четыре года, в то время как срок учебы в колледжах республики увеличится на два года. Иными словами, молодые люди, поступающие в колледжи после гимназии, должны будут пройти четырехлетний цикл профессионального технического лицея, а затем последуют еще два года учебы в колледжах.
– После трех лет в лицее и трех лет в университете учащийся может получить диплом о высшем образовании, который, очевидно, более престижен. И, безусловно, такая ситуация автоматически уменьшает привлекательность колледжей и профессиональных школ. Вместе с тем, если у университетов есть внебюджетные доходы, то колледжи располагают только публичным финансированием, а этот факт влечет риск их исчезновения с уменьшением заявлений о приеме, – поясняет Серджиу Липчан, эксперт IDIS Viitorul.
В общем, нестыковок хватает с лихвой. Так, абсолютно не ясно, кто же будет заниматься вопросами бесплатного медицинского страхования в учебных заведениях, оказанием материальной помощи учащимся из социально уязвимым семьей, доставкой детей в школы, находящиеся от дома на расстоянии более трех километров, – примары сел или главы районных администраций? Общая формулировка «публичные власти» сбрасывает груз полномочий на местные публичные власти в целом, «авось сами разберутся». А если не разберутся, следовательно, пустим все на самотек?
– Положения кодекса совершенно не учитывают реальное финансовое состояние местных публичных властей. К примеру, их вынуждают обеспечивать молодых специалистов бесплатным жильем, компенсациями на оплату коммунальных услуг, единовременными пособиями в размере 30 тыс. леев. Между тем уже сегодня 80% местного бюджета направляется на образование, – заметил эксперт IDIS Viitorul Виорел Фурдуй.
Академики о преступлениях против народа
Академия наук Молдовы (АНМ) выразила недовольство новым проектом кодекса об образовании.
– Ученые поддержали бы такой кодекс, который соответствовал бы современным требованиям процесса создания общества, основанного на знаниях, и обеспечивал бы европейское будущее Республики Молдова. В нынешних условиях молчать и делать вид, что мы не замечаем грубых ошибок, допущенных комиссией по разработке данного проекта кодекса об образовании, значит, совершить преступление против народа, – заявил президент АНМ Георге Дука.
И вот почему. По мнению академиков, в проекте отсутствует ряд конкретных статей, а также реальный механизм его функционирования, а декларативные положения и запутанная, устаревшая терминология приводят к юридическому хаосу. То есть практически кодекс никого не обязывает быть ответственным перед законом.
Окончательный вердикт
Безусловно, нужно отметить огромный труд экспертов, предпринявших попытку обозначить новые подходы к образовательному процессу в соответствии с европейскими стандартами. Немаловажно, что документ стал «прозрачным» для публики: любой желающий, в лучших традициях демократического общества, мог посмотреть проект документа и направить свои предложения комиссии. Но, к сожалению, «помарок» в новом кодексе оказалось немало. Одним словом, «красивый внешне» законопроект, некая попытка подстроиться под Европу, на «практике» не оправдал ожиданий. Так, может, пора уяснить: то, что для европейца хорошо, для молдаванина... не столь выгодно.
Вместе с тем пресс-служба Министерства просвещения сообщает, что окончательный вариант изменений будет представлен во второй половине июня, как только будут получены отчеты из районов республики и замечания, высказанные Республиканским съездом педагогов.
Остается надеяться, что глас общественности будет услышан законодателями.
Татьяна Полякова
Столичные фонтаны испытывают кризис
Из 14 декоративных источников воды Кишинева работают лишь пять. Причина банальна – недостаток финансирования.
Безусловно, фонтаны – это украшение любого города, в том числе нашей столицы. Так, укрывшись знойным днем в тени деревьев парка Штефана чел Маре, мы можем насладиться красотой главного фонтана, построенного в 1927 году по проекту архитектора Александра Плэмэдялэ. А как красиво солнце отражается в брызгах фонтанов в сквере театра оперы и балета, а также на улице Мирон Костин!
- Но у нас много технологических фонтанов, среди которых декоративные источники у президентуры, правительства, Национального дворца и железнодорожного вокзала. Несмотря на то что их основной задачей является кондиционирование воздуха, они работают еще и как фонтаны, – сообщил «Панораме» заместитель начальника муниципального предприятия «Зеленое хозяйство» Борис Кухарский.
А лето, вместе с тем, в самом разгаре: столбик термометра неуклонно ползет вверх, и жители столицы, покидают свои дома, заполняя парки и зоны отдыха. Несмотря на предупреждения эпидемиологов о повышенной концентрации болезнетворных бактерий в озерах, кишиневцы не могут устоят перед искушением охладиться.
Те же, кому лень идти на естественные водоемы, находят альтернативные источники водной прохлады. И, наверняка, самые отчаянные из них решают освежиться в фонтанах.
Вот только, с точки зрения закона, купание в них, попадая под статью 354 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова, является мелким хулиганством. Таким образом, любителям «экстремального плавания» может грозить штраф в размере от 200 до 1000 леев или же от 20 до 60 часов общественных работ.
Ко всему, следует учесть, что забор воды из декоративных источников для анализа не производится.
- Зачем это делать? Фонтан не предназначен для купания!, – изумился Борис Кухарский. По словам чиновника, нигде нет ни строчки о том, что можно купаться в такого рода источниках.
- Зачем лишние растраты на анализ воды? Плещешься в фонтане – пеняй на себя, – поучает Кухарский.
Затрат у городских властей действительно хватает. В 2010 году из бюджета примэрии на обслуживание фонтанов выделен 1 млн. 564 тыс. Этих денег хватает только на эксплуатацию «работающих» источников, не говоря уже о реставрации или иных расходах. А если еще учесть, что в эту сумму входят: оплата воды (на заполнение одного фонтана уходит порядка 600 кубометров воды) и электроэнергии, текущее содержание фонтанов, зарплаты рабочих, можно понять, куда идут деньги.
- Но у нас много технологических фонтанов, среди которых декоративные источники у президентуры, правительства, Национального дворца и железнодорожного вокзала. Несмотря на то что их основной задачей является кондиционирование воздуха, они работают еще и как фонтаны, – сообщил «Панораме» заместитель начальника муниципального предприятия «Зеленое хозяйство» Борис Кухарский.
А лето, вместе с тем, в самом разгаре: столбик термометра неуклонно ползет вверх, и жители столицы, покидают свои дома, заполняя парки и зоны отдыха. Несмотря на предупреждения эпидемиологов о повышенной концентрации болезнетворных бактерий в озерах, кишиневцы не могут устоят перед искушением охладиться.
Те же, кому лень идти на естественные водоемы, находят альтернативные источники водной прохлады. И, наверняка, самые отчаянные из них решают освежиться в фонтанах.
Вот только, с точки зрения закона, купание в них, попадая под статью 354 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова, является мелким хулиганством. Таким образом, любителям «экстремального плавания» может грозить штраф в размере от 200 до 1000 леев или же от 20 до 60 часов общественных работ.
Ко всему, следует учесть, что забор воды из декоративных источников для анализа не производится.
- Зачем это делать? Фонтан не предназначен для купания!, – изумился Борис Кухарский. По словам чиновника, нигде нет ни строчки о том, что можно купаться в такого рода источниках.
- Зачем лишние растраты на анализ воды? Плещешься в фонтане – пеняй на себя, – поучает Кухарский.
Затрат у городских властей действительно хватает. В 2010 году из бюджета примэрии на обслуживание фонтанов выделен 1 млн. 564 тыс. Этих денег хватает только на эксплуатацию «работающих» источников, не говоря уже о реставрации или иных расходах. А если еще учесть, что в эту сумму входят: оплата воды (на заполнение одного фонтана уходит порядка 600 кубометров воды) и электроэнергии, текущее содержание фонтанов, зарплаты рабочих, можно понять, куда идут деньги.
Из досье pan.md
Первый фонтан в Кишиневе был сооружен в период с 1828 по 1834 год на средства городской Думы. В 80-е годы ХХ века в столице действовало уже более ста фонтанов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий